15/07/2017-25/07/2017

Горная Абхазия

От туристической Рицы через перевал Доу в Сухуми
Решение поехать в Абхазию долго вызревало. Сначала мы хотели поехать в Кодорское ущелье, но нас отговорили – сложно получить разрешение, да и довольно опасное там место. Затем я начал искать интересные маршруты, так что можно было бы заехать в горы одном месте и спуститься в другом, но ввиду довольно плохо развитой дорожной сети в Абхазии, вариантов было немного. Хорошая дорога ведёт только к туристической Рице, затем придётся преодолевать пеший перевал Доу (небольшой по высоте – 1400 метров, но с очень крутым подъёмом и спуском), чтобы спуститься в Сухуми. Но я нашёл пару отчётов велосипедистов, а раз до нас его проходили, то мы чем хуже – ну помучаемся пару дней на перевале и делов, зато не придётся спускаться той же дорогой, что и привела нас в горы.

Заброска до Рицы и подъём.

Наше путешествие началось в Адлере – Илья прилетел на самолёте, а я трясся 2 суток в поезде из Санкт-Петербурга. Заезд на поезде всегда скорее необходимость – ведь газовые баллоны в самолёте не провезёшь, да и весь запас еды я вёз с собой. До границы мы доехали на велосипедах. Олимпийский парк пролетели – ничего интересного. Саму границу мы прошли за рекордные 10 минут. Только посмотрели паспорта и всё. Сразу после границы стоит куча маршруток и таксистов. Мы решили сэкономить пару дней и наши нервы (избежав довольно загруженной туристической дороги до Рицы) и взяли такси за 3500 руб. Таксист – типичный, всю дорогу ругал своё правительство, хвалил русских и туристов, раз 100 выругался, схитрил, забыв нам сказать о резко выросшем экологическом сборе в Рицинский заповедник (по 350 руб. с человека) и не там нас высадил к тому же, перепутав дорогу. Вообще мы сразу поняли отношение к туристам здесь со стороны государства и большинства местных – подоить побыстрее и никакого сервиса, да и таксист сам в этом нам признался. Тут стоило бы хоть чему-то поучиться у своих соседей – Грузии, которая наоборот в последнее время делает упор на сервис и доброжелательное отношение к туристам со стороны государства. В общем, мы решили поскорее отъехать от туристической Рицы и сразу начали подъём выше по дороге. Только к закату мы добрались до развилки дорог у заброшенного санатория (точнее его остатков). Солнце скрылось за горами, и мы решили переночевать здесь около домиков с туристами.

Второй день мы окрылённые начали с минеральных вод – несколько источников на нашем пути. На одной из развилок ушли не туда. Дорога нас вывела к хиленькому домику и мужикам, пьющим под навесом. Дальше, как оказалось, тупик. Ну значит сам бог велел нам посидеть и с мужиками и угоститься вином. Уговорили наверное литра по 2 вина за разговорами о России и Абхазии.
Неплохое начало дня. А мы ведь даже ещё толком не начали подъём в горы. Распрощались с мужиками и вернулись на верную дорогу. Вскоре выехали на поляну, здесь автомобильная дорога заканчивается, дальше только пешком или на лошадях. Мы оставили велосипеды в кустах, взяли всё необходимое и пошли пешком к озеру Мзы, находящемся практически на самой границе с Россией. Туристов здесь много, но все идут без ночёвки. Так что, когда мы дошли до озера, все уже начали спускаться. Мы же встали тут на ночёвку. Вот это уже другое дело – красота и тишина.
На следующее утро мы быстро спустились к велосипедам и обратно к санаторию. Теперь наш путь уходит в другую сторону – на перевал Анчхо. К обеду мы почти дошли до перевала, но жаркое солнце нас склонило к привалу. Переждали жару в лесочке. А к закату взошли на перевал. Здесь стоит небольшая кафешка и стойло с лошадьми. Водят туристов на озёра днём.

Чхо и Долина семи озёр.

Мы решили оставить велики на перевале и сходить на ночёвку к озеру Чха. Тропа резко уходит вверх вдоль ручья, появляются снежники и множество цветов. Дошли озера уже после заката. Тут ещё лежит снег и озеро скованно льдом. Безоблачный день подарил нам такую же безоблачную ночь в отеле "миллион звёзд" =)
Утро тоже подарило нам чудесный рассвет с видом на всю долину. Озеро интересно тем, что оно заканчивается водопадом – вода резко падает вниз, перед падением собираясь в небольшую ванную. Вот это я понимаю, бассейн с идеальным видом.
К обеду мы спустились обратно на перевал и решили на ночь сходить пешком в другую сторону – в долину Семи озёр. Но сначала по традиции послеобеденный сон =) в ожидании прохлады. Дорога к долине Семи озёр подлиннее и заняла почти 2 часа. Да и высота тут побольше – 2400 метров. Но шли мы сюда не зря. Здесь целое скопление озёр на любой вкус. Ходишь будто по затерянному плато и открываешь новые и новые озерца. Закат был что надо, да и рассвет тоже ничего.

Перевал Доу. Спуск в Сухуми.

Город Ткварчели - почти призрак.