Путешествия на велосипедах стоимостью до 10 тыс. руб.

Собственный опыт, советы и лайфхаки
Для меня велосипед – это не философия, а просто удобное средство передвижения для путешествий и для достижения целей. Я не молюсь на велосипеды известных марок, я даже, если честно, не знаю, какие крутые и известные =) Считаю, что велосипед даёт полную свободу в отличие от машин, поездов, самолётов и т.д. Ну а как же пешком? Пешком более 30 км в день не пройдешь и тащить на себе всё снаряжение очень сложно, а для меня – фотографа это обычно ещё и 2-3 камеры с объективами и штативом (+10 кг). Везти велосипед в гору с велорюкзаком намного проще, чем тащить всё на себе. Вы, наверное, возразите – какая же свобода, за велосипедом надо постоянно «ухаживать», регулировать, чинить!? За последние 5 лет я проехал более 10 тыс. км и к своему стыду даже не научился настраивать переключатели скоростей. Велосипед подвёл меня только один раз, в последний день путешествия по горному Кавказу, когда на заднем колесе сломалась 7-ая спица и колесо просто начало превращаться в овал. Но я этого ждал и пытался доехать, не меняя спицы до конца, хотя с собой были запасные.
Все мои велосипеды стояли менее 10 тыс. руб. Первый – я купил в магазине подержанных велосипедов в Италии за 90 евро во время моей стажировки в Болонье. До этого на велосипеде я катался только в детстве. И сразу потянуло на приключения – в Апеннины. Тогда я и мой друг Коля просто сели на электричку и отправились в Тоскану. Без всего – без велорюкзака, без запасных велокамер, без ключей, даже без палатки. Всё что у нас было – огромное желание путешествовать, пенка и спальник. В первый же километр я порвал цепь. Но в Италии это не проблема – в 10 минутах езды повсюду есть веломастерские. Час мы потратили и снова в путь. Прекрасная была поездка. Ночевали под открытым небом посреди тосканских холмов.

Потом мы съездили в Тоскану ещё раз – по следам этрусков. Было много поездок по окрестностям Болоньи. Когда стажировка в Италии закончилась, я переехал в СПб, а велосипед отдал моим друзьям в Болонье.
Второй мой велосипед – городской складной Forward Altair – купил за 4 тыс. руб. Первая осень в Питере – мы катались по городу, не жалея себя и велосипед, я за рулём, Таня на багажнике. До сих пор езжу на этом велосипеде по делам по городу. Ничего ни разу на нём не поменял. А что на нём можем сломаться – всего одна скорость, толстенные спицы и обода, прочный багажник, всё на века.
Но на городском велосипеде загород не съездишь. Через год я купил себе MTB – Forward Apache 1.0 - за 8 тыс. руб. Кстати, это российский производитель, поэтому цена небольшая (рама российского производства, навесное оборудование, конечно, иностранного производства). Сейчас он стоит дороже, но всё равно цена самая адекватная в сравнении с другими зарубежными марками. Этот велосипед повидал многое. Вепсский лес, дебри и болота Ленинградской области, Кавказские горы, тульскую засеку. Самое интересное за 5000 км ни разу не поменял ни одной камеры на нём. Даже покрышки не стерлись на суровых горных дорогах. Только, как было сказано выше, полопались спицы от чрезмерной нагрузки на заднее колесо в горах (неудивительно, я – 80 кг + велорюкзак – 30 кг), ну и периодически менял тормозные колодки. Даже я не ожидал, что он прослужит мне столько километров и по горам можно кататься с ободными тормозами. Но и его славное время закончилось, потому что теперь у меня новенький красавец Forward (смотрите раздел "снаряжение").
Во время велопутешествия по Италии я и Коля решили не везти с собой велосипеды, а купить на месте - в итальянском Декатлоне самые дешевые MTB – B'Twin Rockrider 300 - это вообще, наверное, самые дешёвые новые MTB в Западной Европе – 130 евро (на тот момент это было около 7 тыс. руб.). Да и цель была соответствующая – доказать, что для того, чтобы проехать всю Италию на велосипеде не нужен дорогой велосипед и оборудование, главное – желание =) Велосипеды, скрипели, тужились, но доехали до конца – 2300 км. Поменяли за месяц дороги около 20 камер, сменили петухи на каждом из велосипедов, 1 цепь, покрышки к концу почти полностью стерлись, на одном из колёс была хорошая восьмёрка. Но они нас не подвели. Велосипеды оставили в Италии за завтрак в кафе =)
Хотя мучали мы их сильно. Чего стоит только испытание морем =)
Или подъём и спуск с суровой Этны.
Спустя 6 лет, я конечно много чему научился и моя велоаптечка теперь весит под 3 кг – куча ключей, запасные камеры, цепь, спицы и т.д. – но это скорее для спокойствия, по опыту – нечасто это пригодится. В здоровье велосипеда, как и человека важна психология. Тот, кто постоянно чего-то боится – поцарапать, сломать, постоянно чинит что-то, ходит по больницам (мастерским), у того чаще и болит (ломается).

Кстати, ещё один немаловажный фактор в пользу бюджетных велосипедов – чем велосипед проще, тем легче его починить в пути. Планетарную втулку (даже не представляю её устройство) в жизни не починить на обочине, как и гидравлические тормоза, в отличие от обычных ободных.
Небольшие советы напоследок, о чём нужно все-таки помнить и что нужно с собой иметь:

- не планируйте более 100 км в день по равнине и более 60 км по горам - иначе ничего толком не увидите. 60 км для равнины и 30 км в горах - оптимально делать в день;

- самое хрупкое в велосипеде - это задний переключатель. Необходимо его защитить специальной защитой - она так и называется - защита заднего переключателя. Но даже с ней никогда не кладите велосипед с загруженным велорюкзаком на бок, только на подножку или облокотите обо что-то;

- не забывайте, что в разных странах разные стандарты нипелей - обычно 2 - авто и велосипедные, так что важно иметь переходники к насосу;

- велобагажник желательно иметь со специальными защитными дугами, чтобы рюкзак не задевал за спицы;

- песок, влажность и соленая вода - самые злейшие враги велосипеда, держитесь подальше от моря - см. видео выше =)

- но если уж заехали в море, то возите с собой маленькую масленку, после песка и грязи - она единственное спасение;

- если прокололи камеру, не забывайте осматривать сам протектор, скорее всего шип остался в протекторе и если поменяете камеру, то прокол может случиться снова в том же месте;

- самое больное место велосипедиста - попа =) силиконовая накладка на сиденье очень помогает и кстати - детская присыпка всегда с собой - на крайний случай ;)

- распределяйте вес оборудования - маленькие сумки должны быть и спереди и на раме, иначе заднее колесо просто не выдержит, но и переднее совсем не нагружайте - иначе велосипед станет неповоротливым;

- каждое утро перед поездкой проверяйте велосипед - подкручивайте все ослабшие винтики и болтики;

- не забывайте про очки, иначе съешьте глазами немало пыли, мух и комаров =)

- хлопковую одежду лучше не носить - она из-за пота моментально становится мокрой и не высыхает, синтетика лучше в этом плане;

- безопасность превыше всего - боковое зеркало, звонок (гудок), отражатели, передний и задний свет необходимо устанавливать на каждый велосипед.
Так что я хотел сказать своим постом? То, что не надо загоняться на оборудование, главное – желание и воля, тогда всё получится. Оборудование и техника должна соответствовать поставленным задачам и целям. Универсальное правило кстати в жизни, тоже самое правило можно применить и в сфере фотографии, можно и полароидом или телефоном делать серьёзные проекты, но иногда нужны и камеры за миллион =)