10/07/2016-01/08/2016

Велоэкспедиция по Северному Кавказу

5 балкарских ущелий. 700 км. Перепад высот – более 10 км.
В июле я с Ильёй совершил небольшую велоэкспедицию по Северному Кавказу. В планах было проехать 5 балкарских ущелий, побродить вокруг Эльбруса, дойти до ледников Безенги, посетить загадочную Верхнюю Балкарию и ещё много чего другого. Жизнь как всегда вносит в планы свои коррективы, вместо 2 недель экспедиции, получилось 3 недели. И даже этого времени нам показалось мало. Что-то из плана не было реализовано – например, до Безенгийского ледника мы не успели дойти, но зато были неожиданные встречи с местными, море гостеприимства и впечатлений. Проехали почти 700 км, что кажется немного для 21 дня, но общий набор высоты перевалил за 10 км. Хоть немного познакомились с природой и культурой Кабардино-Балкарии, делюсь с вами своими наблюдениями и фотозаметками.
1

По хребту.

Я приехал в Кисловодск на поезде в 10 утра, велик привез с собой на 3-ей полке плацкарта в велочехле (за багаж даже ничего не пришлось платить). Спокойно вытащил вещи и на перроне на лавочке принялся собирать велик и готовиться к путешествию. Мой напарник по путешествию – Илья приедет только в 14 часов. Но время пролетело быстро. Вокзал тихий, уютный, тупиковый, дальше дороги нет. Стоит фонтанчик с артезианской водой, перед глазами холмы. Настоящий курортный городок. Пару раз приехали поезда, отпустили пассажиров и сразу же уезжали на стоянку, мой поезд через 3 часа уже поехал обратно.

Встретил Илью на перроне. Он выгрузил свой древний велик, замотанный в пленку и небольшой рюкзак. Собрав велик, я понял, что непорядок с задним колесом – люфтит. Оказалось, что переломилась ось. Неудивительно – за 17 лет заднее колесо ни разу не чинили и не меняли. Придётся потратить день на поиски ремонтной мастерской. Навигатор показал, что магазин велозапчастей находится в другой стороне города. Делать нечего – поехали. Все время вниз, жалко, теряем высоту. В магазине купили запчасти и принялись чинить велик. Как назло ещё и ливень пошёл. Хорошо, что нам помог подъехавший веломастер (телефон которого подсказал велосипедист по дороге). Он быстро все сделал. С другой стороны, хорошо, что сломались сейчас в городе, а не где-то в горах.

Поужинали гиросом (шаурма, но почему-то здесь её все называют на греческий манер гиросом). Уже темнеет, а нам надо выехать из города и найти место для ночевки. Дежурная и единственная фотография из Кисловодска.
Теперь вверх, только вверх. За городом нашли живописное место с видом на ночной Кисловодск. За нами ещё увязалась собачка из села, которое мы проехали по пути, заночевала с нами у палатки.

На завтрак – солнечные ванные, чай с шоколадкой и в путь! Едем по хорошей асфальтовой дороге. Собака бежит за нами. Забрались на небольшой перевал. Здесь стоит знак и ларьки. Но в них никого нет, наверное, рано. Должны продавать сувениры и еду. Здесь же нас догнали велосипедисты, они тоже едут на Бермамыт. Только немного другой дорогой. Мы решили поехать менее наезженными тропами.
После села Кичи-Балык свернули в ущелье. По пути встретили стадо коров и тут же случился первый (и как оказалось последний) прокол в нашем путешествии. У Ильи на том же злополучном заднем колесе. Покрышка видимо тоже старая. 15 минут и мы снова в пути. Подъем становится всё сложнее. Дорога пустынная - по пути никто нам не встретился.
На хребте мы попали в туман, ехали в нём около часа.
А затем вдруг туман рассеялся, и мы увидели красоту – с хребта виднелись зелёные холмы и ущелье внизу. Нам так понравилось место, что мы решили тут заночевать в надежде на звёздную ночь.
Илья с крутым рюкзаком Manfrotto Offroad и сверхлегким штативом (600 грамм). Всё путешествие протаскали рюкзак за спиной и влюбились в него. Обзоры смотрите в разделе "Снаряжение".
Парочка фотографий со среднего формата.
Стадо овец забралось на крутой склон, как?
Палатку поставили на самом высоком месте с видом на всю долину. Пусть тут может быть и ветрено, но главное – виды!
Ночь оправдала все наши ожидания, млечный путь над головой, в ущелье облака, то и дело проплывают и сквозь нас, а затем взошла луна. А вот рассвета не было – набежали облака.
2

На краю бездны.

На рассвете мы наконец увидели Эльбрус, впервые за 2 дня путешествия. Такой величественный, кажется будто совсем близко, но это не так – по прямой до вершины более 50 км. С северной стороны располагается плато – до самого подножия, ничего не мешает любованию им. Но из-за этого здесь всегда сильные ветра.
Пока любовались видами и фотографировали, собирали вещи, уже 9 часов. Поздно выходим, но путь должен быть недолгим. Тем более местные нам подсказали, что можно не спускаться в ущелье, а поехать по хребту. Так мы почти не теряем высоты и окажемся на плато, минуя резкий спуск и подъём. По пути нам попадаются лишь стада коров и лошадей, ни единого человека. Стада гуляют сами по себе. Лошади пугливые – быстро от нас убегают, а бычки любопытные, один даже побежал за мной, но вскоре одумался. Дорога тяжёлая – всё время идём по следам лошадей и коров. Продвигаемся медленно. Опять нас отвлекли животные. Полчаса бегали за лошадьми в поисках хорошего кадра.
Начался заключительный подъем на плато, и мы снова попали в облака – всё белое вокруг, видно метро на 3 всего вперёд. По пути встретили группу мотоциклистов, спускающихся с плато.
Наконец, дошли до обрыва, здесь стоит геодезическая вышка, самая высокая точка плато, 2593 метра. Быстро поставили палатку, ужин и спать. Туман всё обволок, особо не поснимаешь и вся техника сразу покрывается мелкими капельками.
День 4. Дождливый день на плато.

Всё утро льёт дождь, пережидаем в палатке. Читаем, спим. Уже нет сил лежать, хочется скорее на улицу. К 11 дождь закончился и мы, наконец, увидели всю мощь Бермамыта – долину внизу, высоту скал. Долина то открывалась нашему виду, то снова пропадала в облаках. Не теряя времени, мы исследовали всё плато вдоль и поперек. Помимо нас на плато была лишь ещё одна машина и 4 человека. Сделали кучу фотографий, time-lapse, видео. Почти все аккумуляторы за 2 дня израсходовали.
К вечеру опять набежал туман. Мимо прошло стадо овец. А затем снова заморосил дождь. Мы так и не дождались ясного звездного неба и легли спать.
День 5. Бечасы. Бескрайние холмы. Подход к Эльбрусу.

В 5 утра уже были на ногах – на небе ни облачка, ясно, но очень холодно. Побежали по росе фотографировать рассвет. Туман переваливал через скалы, а на фоне открылся вид на Эльбрус.
На рассвете приехала семейная пара в возрасте на джипе. Погуляли полчаса, повосхищались и поехали назад. А я понаблюдал, как туман элегантно переваливает через хребет...
Выехали только в 7 утра. Сразу резкий спуск – с плато в долину. Дорога тяжёлая каменистая. Нас догнала группа туристов на лошадях, они тоже едут на Джилы-Су. Идти тяжело, велосипед практически все время катим на руках. Дорога испорчена коровами и лошадьми. Я даже разок провалился в грязь по колено почти. Наконец вышли на хорошую грунтовку. Начались пастбища, кошары пастухов.
В одну из кошар нас позвал пастух. Когда узнал, что у нас туго с продуктами, налил нам молока, дал хлеба и сушеного мяса. Молоко мы сразу попробовали – никогда не пили такого вкусное, сладкое-сладкое, густое и холодное – после морозной ночи.
Надо ехать дальше, хоть и солнце печет. По дороге встречаем пастухов, они все укутаны в тулупы – от солнца. Мы тоже боимся сгореть, но ни одного деревца на пути, только бескрайние холмы. На обед пришлось остановиться прямо у дороги – перекусили молоком и хлебом – по-пастушечьи. В 5 вечера вышли на асфальт. И сразу резкий спуск в ущелье – нужно пересечь речку.
После ущелья небольшое кафе. Мы решили перекусить там шурпой и мантами – заправиться перед тягучим подъёмом. Поднимались мы до заката – на 400 метров вверх. Решили встать на ночевку на холме недалеко от дороги с видом на Эльбрус.
3

Гостеприимство Кавказа.

В 6 утра мы уже едем по идеальной новой асфальтовой дороге в сторону Эльбруса. Вот только снова начался подъем. Но нам несказанно повезло, мимо на работу проезжал экскаваторщик и он решил нас подвезти. Велосипеды в ковш, а мы в кабину. Ну как в кабину, Илюха поместился, а я сел снаружи – с ветерком.
Так за час мы добрались до самого лагеря. Здесь много машин и палаток. Все с огромными палатками и видно, что стоят подолгу. Мы же поскорей поставили палатку, ведь пошёл дождь.
Но дождь был недолгий и после мы отправились на разведку – найти что-нибудь перекусить и набрать нарзан из источника. У источника кафе – перекусили шурпой и пловом. Тут же рядом магазинчик, запаслись сладостями и крупой в дорогу. Около источника стоит табличка – на ней расписание: с 10 до 13 - женщины, с 13 до 17 – общее время. Я не сразу понял, что за расписание. Оказывается источник представляет собой ванну 2*3 метра и в ней по очереди как селедки в бочке сидят люди. Вроде как нарзан полезен как внутрь, так и в наружном применении. Мы не рискнули искупаться, пока только внутрь. Настоящая минералка!

Решили прогуляться по тропе выше. В получасе ходьбы от источника находится поляна Эммануэля. Отсюда генерал Эммануэль с местными проводниками впервые поднялся на Эльбрус в 1829 году. Сейчас тут пасутся коровы, стоит кошара и через ручей альплагерь. На 400 метров вверх немецкий аэродром (здесь во время войны садились военные самолеты) и каменные «грибы». Еще выше находится Северный приют, откуда альпинисты начинают восхождение на Эльбрус. Вечер близко, мы выше подняться не успеем. Встретили альпинистов из Швеции – они тренируются перед восхождением. Вообще очень много альпинистов и иностранцев. На обратном пути на поляне собрали чабрец для чая. Теперь помимо мяты – мелиссы, у нас есть и чабрец.
Вечером в гости позвали наши соседи – 3 черкеса. Они здесь собираются жить больше месяца – лечатся нарзаном, говорят, помогает. Уже в возрасте. Накормили нас шурпой, сыром, напоили чаем. Разговаривали об истории и местной культуре, языке черкесов. Но ночь глядя прогулялись ещё раз к нарзанной ванне. А воды там нет. В ванной стоят люди и смотрят в дыру. Мы долго не могли понять, в чём дело, может ритуал какой. Уже утром наши соседи открыли секрет – оказывается, так они принимали воздушные ванны, дышали парами нарзана, оказывается тоже лечебная процедура.
День 7. От кошары к кошаре.

Надо двигаться дальше. Начинаем подъем на перевал. Все время путь наш будет лежать по ущелью. На нашем пути первая кошара. Пастух пригласил нас внутрь. Накормил сыром, хлебом, айраном. Всё своё – очень вкусное. Большое стадо овец ушло на выпас.
Далее на нашем пути множество нарзанных источников. У всех разный вкус, минерализация и насыщенность цвета. Считается, что чем краснее вода, тем полезнее источник. Хотя бывают и белые нарзаны.
Около перевала ещё одна кошара, пастухи снова нас позвали в гости и накормили. Вот и вершина перевала, здесь туман и небольшое озеро. Стоят палатки – сюда приехали астрономы с телескопами из Саратова. Ждут погоды.
А мы начинаем спуск. Круто вниз по камням. Всё время туман и даже накрапывает дождик. Коровы и лошади пасутся где-то в тумане, мы только слышим блеяние. Долго гонялись за лошадьми в тумане в поисках хорошего кадра, но они все выше и выше забирались на холм.
Дождь усиливается. Встретили пастуха на лошади, он нам предложил переночевать у его кошары, переждать дождь. Мы согласились, в такую погоду нет желания идти по дороге. Пастух сделал нам чай, предложил вяленое мясо, сыр, хлеб. А сам пошёл за коровами. Мы поставили палатку около кошары. Вечером сын пастуха пригнал овец. Живут они тут вдвоем, смена по 15 дней. Интересно, что сын закончил университет – учился на юриста, но ему нравится быть пастухом. На ужин попробовали только что испекшийся хлеб.

К этому времени у меня сели все аккумуляторы к фотоаппарату, так что пришлось снимать на телефон.
День 8. Через рудники Тырныауза.

Проснулись в 6 утра, выглянули из палатки, ни о каком тумане и речи нет. Солнце светит, наконец, мы увидели красоту долины. Жизнь кипит, пастухи уже доят коров, сразу же молоко идёт на сыр – молоко кипятят и добавляют закваску. Сыворотка – на корм собакам (кстати, собаки живут практически на одной сыворотке). Безотходное производство. Позавтракали бараньим шашлыком, приготовленным в казане, попрощались с гостеприимными пастухами и отправились в путь.
Небольшой подъём вверх, а затем начинается резкий спуск в Баксанское ущелье. Спускаемся по склону горы, тут раньше добывали редкоземельные металлы (молибден, вольфрам и т.д.), вся гора в шахтах и разработках. Шахты заброшены или завалены. Мы нашли всё же одну, куда можно зайти, но внутри ничего интересного – бесконечная шахта, до конца мы не рискнули идти, тем более что началась вода. Чуть ниже целый шахтерский городок, заброшенный конечно. Более того городок почти разобран до основания, железобетонные плиты разбирают и сдают металл по 7 руб. за кг, так сказали нам местные ребята, которые приехали сюда поживиться и тоже набрать металла. Грустное зрелище. Когда-то сюда вела даже канатная дорога. Спустились в Тырныауз. Город тоже в плачевном состоянии, завод разрушен, работы нет, люди уезжают отсюда.
Уже после заката добрались в Нейтрино (да-да, здесь расположена знаменитая шахта, где ловят нейтрино) – здесь поживём несколько дней на квартире у моего друга. Вот такой должен быть вид из окна девятиэтажки.
4

Адыл-Су.

От баксанского ущелья отходят вбок множество интересных ущелий. Мы решили посетить 2 из них, наверное, самые известные среди альпинистов – Адыл-Су и Уллу-Тау (Адыр-Су).

Дорога в Адыл-Су идет через альплагерь, пост КПП, где нужно показать пропуск, лагерь Бауманки. Дальше проезжая дорога заканчивается, остаётся только небольшая тропка. Мы решили оставить велосипеды в лесу и пойти пешком до Зеленой гостиницы. На самом деле никакой гостиницы тут нет, это огромная поляна у подножия ледника, где стоят альпинисты с палатками, есть даже своя баня. По пути пришлось преодолеть речку вброд.
Здесь есть небольшое озеро, но оно не очень живописное. Нас же больше всего заинтересовал ручей, его искристые брызги на фоне закатного солнца.
Вот и сама долина и ледник.
Мы потихоньку начали спускаться обратно к велосипедам на закате. Заночевали среди деревьев в ущелье - не очень живописное место, но тихое и приятное.
На обратном пути поднялись пешком к леднику Кашкаташ. Солнце быстро нас загнало обратно в лес. Пора возвращаться, в такую жару особо не поснимаешь.
5

Уллу-Тау (Адыр-Су).

Гораздо более интересное и живописное оказалось ущелье Уллу-Тау. Лет 10 назад СМИ пустили слух о магической силе горы Уллу-Тау, которая способствовала рождению детей и вообще исцелению. В ущелье массово потянулся народ. Местные быстро сообразили, что к чему и горячо поддержали легенду. Стали организовывать экскурсии туристов из Кисловодска, Пятигорска и Нальчика. Одно из озер окрестили «Живой водой», другое озеро — «Мертвой водой», потом появился «Камень желаний», обычный раньше валун теперь отполирован сотнями рук. Интересности начались сразу у подъема в ущелье. Дело в том, что подняться сюда можно только по травалатору – подъемный механизм на рельсах, поднимающий на 200 метров вверх.
Далее пункт КПП и живописная дорога, идущая по сосновому лесу вдоль реки.
В конце ущелья альплагерь и еще один пункт КПП, где мы пообещали, что в Грузию не будем уходить, а встанем с палаткой чуть дальше - ближе к леднику. Вид отсюда сразу в 3 стороны – на 2 ледника и речку, уходящую в долину. Такое хорошее место, что даже и ходить не надо дальше – любуйся и снимай. Облака то набегали, то растворялись. Правда, ночью наши планы посмотреть на звездное небо разрушил дождик.
Утром мы сходили к подножию ледника, тут стоят пирамидки из камней и палатка одиноких альпинистов. Место действительно красивое и магическое.
На небе ни облачка, в 11 уже жарит. Скорее вниз - решил я, а Илья ещё немного побродил наверху под палящим солнцем.
6

Дары природы и гор.

Что-то мы обленились – почти неделю провели в Нейтрино. Но не просто так возникла задержка на нашем пути – ждали пропуск Ильи в пограничную зону – он его переделывал, так как взял только загранпаспорт, а российский забыл, а первоначально пропуск был заказан на российский паспорт. Только после обеда пятницы кое-как его выдали. И мы смогли выдвинуться.

Благо спускаемся вниз по ущелью, но спуск оказался не так прост – сильнейший встречный ветер. По равнине, как в гору.
В 18 часов приехали в Тырныауз. Как будто не с горы спустились на велосипедах, а на машине времени лет на 50 назад. Закупились продуктами и снова вниз.
Уже солнце уходит и мы решили встать на ночевку у озера – 200 м выше дороги, правда в другую сторону от нашего маршрута. Озеро искусственное, видимо раньше здесь был карьер. Выглядит довольно мистически, резкие берега уходят в воду, под ногами белый-белый песок, на горизонте острые пики и всходит луна. На Кавказ даже не похоже, будто ты где-то в Аргентине.
В 7 утра солнце выгнало нас из палатки, вкупе с разговорами прибывших сюда на рассвете рыбаков. Жарко, Илья даже успел позагорать. Небольшой спуск вниз и начался длинный тягучий подъем на перевал. По пути поселок Былым. Здесь подкрепились вишней, растущей у дороги, а добрая хозяйка, увидев голодных путешественников, вынесла целый пакет абрикосов. Полпакета еле-еле осилили, объелись, остальное оставили на потом. Чуть выше на цветущих лугах стоят передвижные пасеки. В одну из таких пасек нас пригласили в гости. В небольшом прицепе стоят ульи, тут же и кровать и небольшая кухонька. Пасечник как раз собирал мёд с сот. Накормил нас до отвала медом, рассказал о том, как здесь качают мед.
Солнце печёт, идти невозможно. У дороги мы нашли заброшенную кошару пастухов и решили переждать жару в тени на крылечке. Проспали до 16-30, поели абрикосы и мед и в путь. Дорога всё круче, но и виды всё более впечатляющие.
На закате успели преодолеть перевал. За перевалом дождь. Но недалеко от перевала я нашёл ещё один пустующий домик пастухов. В домике всё чисто и убрано, есть стол, кровати. Идеальное место для ночевки. Тем более, сегодня день рождения у Ильи, про которое он забыл. Но я вспомнил и достал припасенный коньяк. На праздничном столе суп, остатки абрикосов, чай с медом. Ночью снились космические сны, видимо от перепада высот и чистого воздуха.
Утром быстро спускаемся в ущелье к знаменитым чегемским водопадам. Народу здесь – не протолкнуться. Из-за этого уходит магия места, помню, зимой здесь было загадочнее и интереснее. Воды в водопаде к тому же сейчас мало, давно не было больших дождей. Решили хотя бы насладиться благами цивилизации и поели шашлык в кафе.
Снова в путь – углубляемся в ущелье. Дорога скучная – слева, справа крутые склоны, видов никаких. Только ближе к Эль-Тюбю, нашей цели, стало интереснее – слева большой пародром – летают парапланеристы. Правда набежала туча и они быстро свернулись и разъехались, а мы были вынуждены срочно искать убежище от проливного ливня. Забрались в какой-то полуразрушенный вагончик у дороги. Но погода здесь меняется моментально, после дождя выглянуло снова солнце и мы продолжили подъем. В Эль-Тюбю зашли в магазин, хозяйка предложила нам поесть, мы конечно никогда не откажемся, приготовила очень вкусную подливку из баранины, фасоли и прочих овощей. Бабушки тут очень колоритные и работящие. Не просто сидят на лавочке и сплетничают, а вяжут носки - всё для туристов.
Эльтюбю – древнее балкарское поселение (первые люди появились в этих местах 15 тысяч лет назад, именно так датирована первая найденная стоянка человека в гроте Кала-Тюбю. Неподалеку от грота располагаются остатки древесного городища 6-10 века, в котором даже был собственный деревянный водопровод, что говорит и высоком развитии цивилизации в этих горах). В наше время стало известно оно благодаря памятнику древности, расположенному близ села и называющемуся «Город мертвых». Также, благодаря ему село было объявлено чудом России в 2009 году. Склепы находятся прямо за селением, в сотне метров от ближайших домов. Сложены склепы из камня. Имеют четырехугольную или восьмигранную форму. Всего обнаружено семь типов могил: земляные насыпи, обложенные камнями, каменные насыпи, каменные ящики, могилы с окнами с восточной стороны, большие четырехугольные склепы с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны, и большие восьмиугольные склепы с пирамидальными восьмигранными высокими крышами. Считается, что мавзолеи возводили с XIII по XVIII век и в них хоронили местную знать. По легенде, в одном из больших могильников покоилось тело настоящего великана ростом под два с половиной метра. Около них решили заночевать, к тому же вид отсюда отличный на закат и всю долину.
Ночью в свете фонариков снимали могильники. Местные, наверное, подумали, что это мёртвые восстали или духи вышли на прогулку. Так и рождаются легенды =)
7

Среди водопадов.

Из-за ночных прогулок долго спали, но палящее солнце выгнало нас из палатки. Когда отправились в путь, жара уже была невыносимая. В последнем в ущелье селе (Верхний Чегем) зашли в магазин за квасом и водой. Щедрый хозяин дал нам печенек в дорогу и провёл в его двор налить воды. После села погранзастава, а после неё тяжёлая каменистая дорога и подъем вверх. Вскоре оказались на развилке, 2 знака предупреждали нас о том, что мы въезжаем на территорию заповедника, нужно специальное разрешение. Мы решили не рисковать и повернули в сторону водопада Абай-Су.

Водопад впечатляет – падает с огромной высоты вниз, даже поинтереснее чегемских. Палатку поставили с видом на него. Вот только набежала туча и дождик загнал нас в палатку. К закату дождь сделал перерыв на полчаса, и нам удалось прогуляться к водопаду.
На рассвете прогулялись еще раз к водопаду. Солнце представило окружающий пейзаж совсем в другом виде. Даже захотелось еще на денёк остаться тут и побродить по горам, но наши сроки поджимают и пора двигаться обратно.
Спускаемся той же дорогой к селу Эль-Тюбю, но немного не доезжая до него, поворачиваем вправо и начинаем резкий подъем вверх на перевал.
Идём через заброшенные кошары и ферму. Через каждые 100 метров останавливаемся и отдыхаем, такого подъёма еще у нас не было - за 10 км набор высоты 1 км. Радует одно – это последний перевал на нашем пути. До заката не успели его преодолеть и уже затемно вышли на гребень перевала. Палатку поставили с видом на 2 долины и гору. Красивая ночь после тяжелого дня. Полная луна освещала соседнюю гору и всё вокруг.
Утром мы проснулись в тумане, но солнце его быстро прогнало и мы увидели 2 долины.
Начинаем спуск вниз. По дороге нам встречается техника и люди – что-то добывают на склоне горы. Затем мы потеряли дорогу, она просто растворилась и мы начали спуск напрямик по склону горы, хорошо, что он довольно ровный и плавный.
Таким образом, мы спустились как раз в село. Первым делом, как всегда в магазин – надо переждать жару и пообедать. Тут же в магазине продавщица нам предложила сварить манты, усадила нас за столик. Заодно мы узнали, что же это делают на склоне – идет геологическая разведка, вроде как тут нашли драгоценные металлы. А еще в долине Безенги хотят строить горнолыжный комплекс.

После обеда, когда жара немного спала, начали спуск. Наконец вниз по хорошей дороге – долина очень красивая. Жаль, что времени уже нет съездить к знаменитому леднику Безенги.
Около дороги на нашем пути водопад – девичьи косы. Струйки воды действительно напоминают тоненькие косички.
Всё ниже и ниже – вот уже первый раз за всё путешествие мы спустились ниже 1000 м. Здесь уже холмы, покрытые лесами. Но у нас в плане ещё одно ущелье – Верхняя Балкария. Поэтому на развилке в селении Бабугент мы снова взяли курс вверх по ущелью.
Около дороги монумент, посвященный черекскому восстанию.
А мы ночуем на верхних голубых озёрах. Правда место довольно туристическое и палатку поставить негде – везде частная территория или турбаза. На турбазе хоть и есть места, но в траве огромные рои оводов. Невозможно здесь находиться, никак от них не спрятаться.
Поехали ко второму маленькому озеру, поставили палатку на частной территории, с разрешения хозяина конечно. После заката к нам присоединилась пара туристов на машине из Москвы – они едут в Грузию и тоже искали место для ночевки. До часа ночи болтали и пили чай, хозяин тоже к нам присоединился и начал травить байки. Оказывается, здесь есть потайное озеро (оно так и называется – Секретное), где прыгают бейсджамперы.
8

Верхняя Балкария.

После неспешных сборов, прощания с хозяином и нашими "соседями" спустились на дорогу, здесь расположено Нижнее Голубое озеро – самое глубокое карстовое озеро в России и второе по глубине в мире. Оно небольшое, наверное, за 5 минут его можно обежать, но глубина впечатляет – 368 м. Из-за такой глубины вода здесь волшебно зелено-голубого цвета и прозрачная-прозрачная. Можно целый день любоваться водой и смотреть в глубину.
Вокруг озера расположены лотки торговцев сувенирами и множество кафе.
Мы перекусили хычинами в одном из кафе и начали подъем в балкарское ущелье. В это время солнце уже начало припекать, и подъем давался нам очень тяжело – тем более дорога грунтовая и каждая проезжающая машина обдавала нас порцией пыли. Через пару часов мы не выдержали и решили переждать в тени жару, подремали пару часов около ручья под деревьями.

Вскоре вышли на старую балкарскую дорогу, ради чего мы сюда шли. Дорога впечатляет – внизу обрыв несколько сот метров, виды потрясающие. Новая дорога же идет в туннеле.
Ещё час пути и мы спустились в селение Верхняя Балкария, оно растянулось почти на 5 км вдоль дороги. Мы дошли до самого его конца – здесь старые развалины башен и старых селений. Решили заночевать прямо посреди развалин под грушевыми деревьями с видом на долину.
Утро мы проспали, как и всю первую половину дня. Солнце отбило всё желание куда-то идти, жара страшная. Пролежали под грушами до обеда. Только потом решили начать спуск вниз, предварительно пообедав шашлыком в кафешке. Но спуск оказался недолгим, у меня окончательно погнулось заднее колесо – 7 спиц сломалось. Если на 5 я ещё мог ехать, то 7 – оказалось критичным числом. Запасные спицы у меня есть, но проблема в том, что все сломанные спицы со стороны звездочек и надо сначала снять их, а ключа специального нет. Всё село пришло на помощь. Правда, не очень эффективно, кое-как разобрали втулку, потеряв половину подшипников в кассете. Спицы я вставил новые, собрали с горем пополам колесо, но уже затемно. Добрые балкарцы и тут нам помогли, определив ночевать на автозаправку. Местный отстроил тут двухэтажный гараж с бильярдом и комнатой для гулянок. В этой комнате и ночевали, будто в сауне – по интерьеру, на мягких кожаных диванах. Кстати, это единственный день, когда мы не сделали ни одной фотографии.

Следующим утром начали спуск вниз, снова задержались на старой дороге. Свет утренний – красота!
Затем спустились к Нижнему Голубому озеру. Около озера у меня совсем сломалось колесо – заклинило кассету, видимо криво собрали. Пришлось дальше идти пешком. Но когда солнце стало припекать, решили поймать попутку. Остановилась маршрутка, мы быстро долетели оставшиеся 20 км до Нальчика за 300 рублей. Хотя путешествие и закончилось таким образом, последние километры все равно были бы не так интересны – по оживленной трассе. Удивительно, что велосипед все-таки продержался 22 дня, по приезду я поставил нормальную втулку и усиленные спицы. Остановились в самой дешевой гостинице, советского типа. Но нам после стольки дней в горах все равно – главное, что можно помыться и есть кровать.

Можно подвести небольшие итоги нашего путешествия:
  • 22 дня в пути
  • 650 км преодолели
  • общий перепад высот – 20 км
  • 5 балкарских ущелий посетили (всего 7)
  • мы выдержали, я похудел на 3 кг, Илья на 2 кг
  • велики тоже выдержали, на моём после приезда пришлось поменять заднюю втулку и все спицы

В конце, конечно, наш пыл и задор поумерила установившаяся жара. Туманы пропали, днем на небе ни облачка, это тоже повлияло на количество и качество наших фотографий в конце. Но это ведь не главное, главное – опыт, который ты приобрёл, знания, знакомства и впечатления.