2014-2017

Велопутешествия по России

Различные маршруты по средней полосе и северу
Я вырос в Тульской области, в деревне посреди засеки. Поэтому для меня лес – это родное место, меня тянет туда и так или иначе все экспедиции связаны с лесом. С 2012 года я живу в Санкт-Петербурге – территории озёр и болот, что делать - приходится привыкать и к воде.

По дебрям Луги – моё первое велопутешествие по Ленинградской области. Без навигатора и не привыкший к болотам, я сразу залез в дебри и часами бродил по еле заметным тропинкам.

Спустя 5 лет после моего последнего посещения нашей родовой усадьбы я возвращаюсь в деревню Веригино (Тульская область), по пути заезжаю в Ясную Поляну.

По дебрям Луги.

Погода наконец наладилась, велорюкзак куплен, велик не обкатан. «Не дела» – решил я и, бросив все дела, рано утром в четверг отправился на Балтийский вокзал. С собой палатка, спальник, горелка, немного еды и самое главное – 2 фотоаппарата. Электричка до Толмачево (около Луги) идёт 2 часа. Велик еле уместился между двумя сидениями, в вагоне не очень-то всё приспособлено для велотуристов. Таким образом, я занял 5 мест, но благо электричка полупустая. Второй час электричка идёт по лесам и болотам. Я только начал осознавать, сколько в области болот, а мне ведь наверняка придется по ним пробираться. Мои ожидания от коротенького 2-дневного путешествия были очень оптимистичные. Я ожидал легкой тренировочной прогулки – для первого раза сойдет, подумал я и выбрал маршрут полегче. Все время вдоль реки Луга по «пунктиру», затем выезд на хорошую дорогу, судя по карте и на следующий день заезд в усадьбу Рериха в Изварово. Но не тут-то было...

Всё по порядку. Мой новый велорюкзак и кот готовы к походу.
Высадился я в Толмачево и дорожка увела меня сразу в сосновый лес. Хорошая грунтовая дорога. Только комары и слепни мешают. Проехал небольшой поселок и после него дорога стала хуже. Огромные лужи, рельеф стал более сложный.
Сосновый сухой лес стал чередоваться с лиственным лесом и болотистой местностью. После следующей деревеньки дорога вообще пропала. Заросшая тропка увела меня в лес.
Пока ехать можно, но уже мешают корни деревьев. Затем резкий спуск вниз, пересекаю ручей и теперь уже пешком наверх. Лес сгущается и ни о какой быстрой езде пока говорить не приходится. Вот я наконец вышел к речке. Но моста нет. На другой стороне стоит лодка и протянута веревка через реку. Речка оказалась мелкой и я перешел ее вброд по пояс. На берегу стоит покосившийся домик без окон и дверей. Видно, что здесь кто-то живет – заготовлены дрова, огородик.
Я пошёл дальше. Дальше хуже – еле заметная тропа пошла через лес. В итоге она пропала, остановившись у ручья. Не буду рисковать - подумал я, и пришлось вернуться обратно к домику.
«Эй, есть кто-нибудь?». – «Да-да, сейчас», - прохрипел старческий голос. Вскоре ко мне вышел старичок лет 60-70 на вид. Я спросил у него дорогу. Оказалось дороги как таковой и нет, все заброшено, заросло. Он настоял на том, чтобы все-таки проводить меня до нужной тропы. Пока мы шли, он рассказал, что живет уже 20 лет в этой избушке совершенно один. Раньше занимался охотой, теперь живет на крупах, которые ему привозят из соседней деревни. В конце лета собирает ягоды и отдает в соседнюю деревню на реализацию. 2 раза в год ездит в Питер за пенсией. У него там даже комната есть, но «тут лучше, красота», говорит он. И я с ним согласен – красота. Жаловался на своих детей и внуков, что не приезжают и звал еще в гости, когда ягоды пойдут…
Я вышел на просеку, которая вывела меня вскоре на «трубу» - нефтепровод, у которого проложена техническая дорога. Путь не особо интересный – но выхода нет, другой дороги до соседней деревни нет. Солнце жарит и ветерка даже нет. Суховей пришел. Вода кончается, вокруг болота на многие километры, из которых как-то не хочется пить.
Но вот через час-два по трубе я дошел до тропы, которая пошла в деревеньку. Пора сделать перерыв на обед. Тем более место я нашел замечательное. Посреди луга стоит большая одинокая груша, с неё капает сок, и около звенит кем-то оставленный на палке китайский колокольчик.
Вот я вышел к большой деревне – Бежаны. Половина домов заброшены. Единственный способ добраться сюда для её жителей – на лодке по реке. Когда я спрашивал дорогу у местных, они удивлялись, как я добрался сюда.
После безрезультатных поисков тропы в следующую деревеньку одна бабушка решила помочь мне и показала начало тропы. Без нее бы я точно не нашел тропу – она скрылась под некошеным лугом и началась за зарослями кустарника. Тропа хорошая, правда вскоре она незаметно сошла на нет. И полчаса я бродил по кругу в поисках.
Но вот я снова на тропе и через полчаса был уже в следующей деревне. Спустился к реке – здесь понтонный мост. Видимо поэтому эта деревня еще жива и заброшенных домов я здесь не увидел.
Бабочки кружатся над дорогой в закатном солнце.
Уже вечереет, а я не выполнил и половины плана на сегодня. Но на высоком берегу я наше прекрасное место, будто из моих снов, - высокий дуб на берегу, солнце пробивается сквозь листву, поле ландышей под ногами, шиповник цветет на выступе. Сам бог велел мне здесь переночевать.
Палатка с видом на закат, скромный ужин и я наконец вытянулся в палатке. Ужасно устал. Даже не было сил поснимать ночью. Но я встал в 5 утра на рассвет и увидел туман. Он стелился по лугу и клубился на реке.
Пора дальше в путь. По высокой траве в росе на рассвете, в тумане, под первыми лучами солнца – прекрасное утро.
Но постепенно утро становилось все менее приятным, по мере того как я продвигался по бурелому. Дорожка становится все более и более сложной – болото, поваленные деревья. Приходится руками переносить велосипед с рюкзаком через препятствия. 3 часа я шел по лесу, который будет мне снится в кошмарных снах. Иногда проваливался в болото по пояс, падал в грязь, комары и слепни облепили меня с ног до головы. А потом произошло худшее, что могло случиться – дорожка пропала. Что делать? Идти дальше невозможно – не знаю куда и лес непроходимый. Пришлось повернуть назад и снова кошмар повторился. Не обошлось без потерь – моя велосипедная бутылочка и носки, которые сушились на рюкзаке были утеряны. Зато когда я вернулся в деревню, я был по-настоящему счастлив. У меня был запасной вариант – перебраться по понтонному мосту на другой берег, выехать на дорогу и вернуться обратно в Толмачево по другому берегу.

Пусть то, что я задумал, не получилось, но маршрут получился даже интересней и ещё более насыщенным, чем я предполагал.

Когда я подъехал к понтонному мосту, от берега только отчалил понтон с машиной и пожилой парой. Увидев меня, они любезно вернулись и мы вместе потянули канат, чтобы перебраться на другой берег. После переправы я устроил обед. А затем отправился к дороге. Дорога получилась легкой и быстрой. 30 км по трассе пролетели незаметно. В первом же магазине я купил 1,5 литра холодного кваса и почти залпом все выпил. На станции пришлось час ждать электричку. Но уже в 19 вечера я был дома. Ноги разбиты, усталость. Но я счастлив! И я и мой боевой конь прошли первое действительно стоящее испытание в этом велосезоне.

Тульская область. Засека. Ясная Поляна.

Есть такие места, где ты чувствуешь себя в гармонии с миром и собой. Всё встаёт на свои места, проблемы улетучиваются, мысли проясняются. Для меня такое место – деревня Веригино в тульской засеке, где я провёл почти всё детство. Проехать сюда сложно, дальше дорог нет, деревня со всех сторон окружена лесами. Кажется, будто время тут замерло и не отмирает уже лет 100. 5 лет я не был здесь, кажется, это немного, а для меня вечность.

В понедельник я сел на поезд до Тулы, в 6-30 вторника уже собирал велик на тульском вокзале. До деревни всего 30 км. Но я решил избегать асфальтовых дорог и вскоре свернул на проселочную. Осень предстала мне во всей своей красе. Выехал на асфальт в большом селе Никольское, здесь протекает Упа, потом она течёт в Тулу. Вот старый мост, у которого я сделал небольшой привал на завтрак. По дороге встретилась стайка гусей, которая ровненьким строем прошагала через дорогу.
Машин всё меньше, места всё тише. Проезжаю деревню Кузьмино, последнюю на моём пути перед Веригино.
Немного о происхождении названия деревни. Вероятно, «Веригино» восходит к прозвищу Верига, произошедшему от слова «вериги». Так назывались разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые на голом теле, для смирения плоти; а также железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее, иногда пронятыми сквозь тело или кожу и прочее. Первоначально веригами назывались тюремные кандалы, цепи. Вес вериг в старину мог достигать десятков килограммов. Как известно, вериги первоначально были принадлежностью монахов-аскетов. Ношение вериг было своего рода аскетическим упражнением, имевшим свой целью изнурение плоти, одолеваемой страстями и похотью. Веригоношение имело по существу то же значение, что и ношение взад и вперёд больших тяжестей, камней и корзин с песком, служившее также для усмирения побуждений плоти у восточных пустынников первых веков христианской Церкви. Вероятно, когда-то здесь жили подвижники и аскеты, усмирявшие свою плоть ношением вериг. Хотя не исключено, что подобным образом назвали место, где живут просто выносливые, самоотверженные люди.

До деревни идёт проселочная дорога по лесу. Сейчас сухо, но когда идут дожди глинистую почву размывает и по дороге проехать очень сложно. Одного взгляда от дороги в лес мне хватает, чтобы понять, сколько грибов вокруг – хоть косой коси. Удивительно, как много мухоморов, стоя на одном месте, не хватит пальцев, чтобы их пересчитать.
Вот я и в деревне. Почти ничего не изменилось. Также тихо, напротив бывшего нашего дома стоит липа, которой уже более 100 лет, может и все 200. Нигде я никогда не видел такую большую липу, она символ Веригино и даже, наверное, нашей семьи.
Я разместился в яблоневом саду, которому также более 100 лет, а точнее сад заложили в 1896 году. Жалко, что в этом году нет урожая яблок, смог найти только 4 яблока Антоновки.
Гуляю по деревни и окрестным лесам, вспоминаю детство. Кажется, что животных больше, чем людей в деревне. Лошадка, привязана к дереву, уж ползет мимо моей палатки, ёжики шуршат в траве, а ночью кабаны хрустят ветками. Ночь звездная и тёплая, снятся странные сны, словно из детства.
Почти 2 дня я был в Веригино, бродил по окрестностям, косил сад, ходил по соседям. Но надо ехать дальше – обратно мой путь лежит через Крапивну, а затем в Ясную Поляну.

В Крапивне меня в детстве крестили, тут находится ближайшая к Веригино церковь и школа. Удивительно, как каждый день сюда через засеку ходила моя бабушка в школу – ни много ни мало 7 км. Бывало, что встречала волков по пути.
Еду по проселочным дорогам в Ясную Поляну. Солнце печёт – повезло с погодой +27! Пришлось даже сделать привал в лесу на обед, чтобы переждать жару. А в 16 часов уже был в Ясной Поляне. Заехал со стороны поселка Грумант – здесь ни заборов, ни платы за вход. Пруд, хвойные леса, чистый березовый лес, бескрайние луга – по-моему, Ясная Поляна – квинтэссенция всего самого прекрасного, что есть в средней полосе России.

Здесь уже настоящая золотая осень, видимо из-за теплого лета, осень в средней полосе наступила раньше, чем в Санкт-Петербурге.
На ночь я расположился около речки Воронки с надеждой на красивый рассвет и туман.
Реальность превзошла все ожидания. Слов не нужно – просто посмотрите.
Надо возвращаться в Тулу, поезд в 18 часов. Вид косогорского металлургического завода вернул меня в суровую городскую реальность.